Байон (Bayon)
Первый и самый значительный храм в Ангкор Том — Байон. Он построен в конце XII века, всего храм насчитывает 37 башен, многие из которых не сохранились до наших дней. Башни храма расположены очень плотно друг к другу, и, находясь внутри очень трудно сориентироваться в серой массе камней.
Как и многие другие храмы комплекса, над реконструкцией Байона начали работать сначала XX века. Работа по восстановлению и сохранению храма была поистине сложной, так как храм занимает очень небольшую территорию и строения плотно прилегают друг к другу.
Размеры внешней галереи Байона 140 на 160 метров (что сравнительно с Ангкор Ватом — не много), а внутренней — 60 на 80 метров. Плотность прилегания галерей навело исследователей на мысль, что изначально храм был спроектирован как одноуровневое строение, верхние ярусы на котором были достроены позже. Эти догадки в последствии подтвердились исследователями. По данным многочисленных раскопок удалось установить, что когда-то в центре храма была установлена 4-х метровая статуя Будды, части которой были найдены исследователями.
Одна из наиболее часто встречающихся деталей в Ангкоре, и в целом в Камбодже и других странах Азии — Наг, мифический семиглавый змей, имеющий большое значение в буддизме. Наг позволил Будде устроится на его свернутых кольцах и прикрывал его своими головами, образовав капюшон от дождя и палящего солнца, в момент медитации перед просветлением. В разных странах Азии по разному изображают нагов: где-то они жители подземного ада, где-то исторические племена, где-то восхваляемые полубоги.
Вершины храма Байон, увенчанные каменными лицами, стали самым узнаваемым образом кхемерских архитектуры и искусства. Каждое лицо обращено к одной из четырех сторон света. До сих пор ведутся бурные дискуссии о том, кому принадлежат эти лица: буддийскому божеству, Будде или королю, построившему Байон. Но известно, что построенный в стиле храма-горы, олицетворяющей могущество и превосходство монарха, каменные лица Байона символизируют неусыпный контроль короля над подданными и его «всевидящее око», этакий древний аналог Большого Брата.
Некоторые из лиц разрушены под влиянием ветров и напирающих джунглей. В комплексе постоянно ведутся работы по реконструкции, в том числе и каменных лиц Байона. Но до сих пор, со всем современным спектром инструментов и открытий, ученым не удается качественно воссоздать эти лица.
На некоторых камнях заметны отверстия, их проделывали для транспортировки камней при строительстве — в отверстия просовывались палки и пара строителей переносила несколько камней как носилки.
Наибольшее внимание в Байоне, как и во многих других храмах, привлекают искусно сделанные барельефы, многие из которых в данный момент отреставрированы. Барельефы южной стороны храма описывают победу в морской битве с захватчиками. Помимо военных сражений на барельефах Байона можно найти описание повседневной жизни того времени — торговля на рынке, петушиные бои, рождение детей. Некоторые из барельефов так и остались незаконченными после смерти короля Джаявармана VIII, построившего этот храм.
Множество изображений апсар встречается буквально на каждом свободном уголке. Апсара является аналогией нимф — небесные танцовщицы, призванные услаждать богов. Все свободное пространство камня скульпторы постарались покрыть богатым орнаментом и сценами из повседневной жизни кхмеров.
Внутри самых посещаемых храмов устроено место для богослужений и подношений Будде. Но «службы» проводят вовсе не монахи, да и сами ритуалы вызывают сомнения. В Байоне не успеешь повернуться, как у тебя на руке появляется веревочка, а в лицо тебе преданно смотрит камбоджийская старушка с просьбой материального вознаграждения. Желательно в долларах. Почему сомнения? Потому что подобные веревочки завязываются монахи, с исполнением определенного ритуала. Помимо прочего, необходимо понимание и намерение того, кому завязывают (не говоря уже о принадлежности к той или иной религии). А в Ангкоре это просто еще один способ вытянуть деньги с ничего несведущих и доверчивых туристов, обещая им все известные земные блага.
Территория, окружающая храм, мне понравилась значительно больше, чем сам храм. Узкая дорога в красной кхемерской пыли в окружении огромных тропических деревьев, уводила нас вглубь Ангкор Тома. На улице было все еще не жарко, хотя солнце уже показалось над джунглями.