Сулекская писаница, республика Хакасия

Сулекская писаница — это новый туристический объект в Хакасии, который был включен в официальную индустрию совсем недавно. С некоторых пор рядом с «вечной горой» существует небольшой музей с юртами и экскурсоводами. Детальное описание этого огромного памятника лучше получить у экскурсоводов, которые покажут пальцем и расскажут о значениях многих изображений.

Сулекская писаница

Сулекская писаница

Это место — очень крутой памятник изобразительного искусства Окуневской археологической культуры (II тысячелетие до н. э.), являющийся теперь особо охраняемой территорией. Второе тысячелетие до нашей эры — это когда в Египте строили Долину Царей, а в Хакасии рисовали на стенах, 4,5 тысячи лет назад. Всего-то.

О культуре и быте Хакасии того времени известно не только из каменных свидетельств, сохранилось большое количество выдержек из китайской хроники Тан-шу (618-907 гг.), где Хакасия описывается как место изобильное, со множеством кормов и скота, огромным количеством проживающих людей — «строевое войско — 80 000». Судя по всему территория древней Хакасии была Бангладешем того времени.

Название писаницы произошло от улуса Сулеков, который располагался недалеко от горы в XIX веке. Это комплекс, который включает в себя несколько отдельных частей: Сулек-1, Сулек-2, Сулек-3. Народное название Сулекской писаницы «Пичиктиг-Таг» (Писаная Гора) относится к одной части комплекса и чаще всего говорят именно об этой стене. Первое научное описание писаницы было сделано в 1847 году, потом сюда прибыла экспедиция финского общества, которая искала истоки финского языка. Они работали в степях Хакасии три года — 1887—1889 годы. Возглавлял экспедицию Матиас Кастрен, ученый-лингвист, путешествовавший по Сибири по поручению Санкт-Петербургской академии наук. А уже в 1887 году следующий финн Иоганн Аспелин прибыл изучать обнаруженный комплекс и сделал подробные зарисовки петроглифов. После финнов здесь работал исследователь петроглифов Адрианов А. В., который в начале XX века чем-то не приглянулся советской власти, за что и был расстрелян.

Писаница представляет собой скалу, сплошь покрытую тысячами рисунков. Основные сюжеты — это сцены охоты, рыцарских сражений, борьба животных, шаманские обряды. Рисунки сопровождаются текстами древнехакасского рунического письма, из которого, верхняя надпись гласит: «Вечная скала» (также Писаная или Вечная гора), то есть скала с рисунками, оставленная на вечные времена. Эта руническая надпись растягивается на значительное расстояние, но на одном из участков современный ученый повторил ее в меньшем масштабе.


Часть писаницы, как можно догадаться — разрушена: частично покрыта более свежими автографами от начала XX века, частично просто сколота строителями дороги как источник камня. Местные рассказывают, что наиболее успешным современным художником оказался душевнобольной парень из соседней деревни, который основательно подготовился и почти сутки вносил свое имя в анналы истории. Надо сказать, с задачей он справился на отлично, успел, пока его не увидели и не увели домой.

Рисунки на скале сделаны в разное время и в соответствующих техниках — тонкими линиями-графити средневековья, точечным рисунком древних веков или сплошной гравировкой. Самое большое количество изображений на этой горе относятся к эпохе средневековья, рисунки многократно обновлялись за прошедшие эпохи. С одной стороны это позволило сохраниться изображениям так хорошо, а с другой, рисунок обновлялся не полностью, и со временем в камне терялись его мелкие, «забытые» детали.

Воины — наиболее часто повторяющийся сюжет на скале. Они изображены в тонких деталях: луки и стрелы, броня, головные уборы, украшение боевых коней. Среди деталей легко увидеть давно минувшие лета и исчезнувшую культуру.


Не реже войнов на стене встречаются изображения животных. Верблюды, кусающие друг друга в схватке (на территории Хакасии разводили верблюдов вплоть до конца XIX века), караванные верблюды, барсы — поныне почитаемые хакасами: один из геральдических символов региона — барс; а также олени, лошади, быки, кабаны и даже дрофа.



Сейчас в расположенном под горой музее можно не только оплатить услуги экскурсовода (100 рублей с человека 2014 год), но и осмотреть юрту и даже заночевать в ней — чуть дороже, чем экскурсия, 200 руб/чел.

Рассказать друзьям



Оставьте комментарий