Долинами прекрасных облаков. Хакасия

Это путешествие мы совершили в 2011 году с друзьями, проехавшись по давно знакомым местам. Хакасия как обычно встретила нас переменчивой погодой, за что мы и назвали это путешествие — «Долинами прекрасных облаков».

День первый (20.06.2011)

Отъезд был запланирован на 5-00, но дела в городе задержали нас на пол часа, в результате выехали мы в 5-30 утра. Столь ранний час для отъезда наиболее благоприятен по двум причинам: во-первых всегда загруженная и опасная Мариинская трасса в это время пустует, во-вторых удается миновать жару.

Нагруженный по самые «помидоры» Филдер мчался с двумя сонными пассажирами и одним гиперактивным водителем. Через 2 часа мы были на повороте на д. Верх-Чебулу. А как известно до Хакасии добраться можно свернув в Верх-Чебуле на грунтовую дорогу, или сделать небольшой крюк через Мариинск. Что удивительно, ЗА поворотом на Чебулу стояла вывеска о том, что ехать через Чебулу не следует, т.к. мост через реку Урюп разрушен и проезд закрыт. Поэтому и потому что утром нас тянуло посмотреть на памятник картошке, мы рванули в Мариинск.

На въезде в Мариинск

Памятник картошке в Мариинске

Замеряя дорогу поехали дальше. Оказалось, что дорога через Мариинск всего на 26 км длиннее, зато по асфальту. В обед мы были в д. Парной, где остановились на оз. Большом ждать отстающих нашей команды.

На озере Большом

В ожидании

Местная Буренка

Долго ли коротко ли, но к 19-00 мы добрались до озера Тус, которое известно своей степенью горько-солености. Количество соли в озере позволяет держаться на воде без усилий и читать газету, как любят делать туристы. Мы набрали соленой воды (эта вода после фильтрации отлично помогает при простудных заболеваниях как полоскание) и поехали дальше, к месту ночевки.

Супер-соленая вода

Подруга тоже хочет попробовать воду

Соленой воды с собой

От Туса по северному берегу идет дорога, вдоль ЛЭПа, и она то и приводит к заповедным местам озера Белё. Там же начинается весьма официальный государственный заповедник, за нарушение правил которого могут надавать по рукам.

По дороге к озеру Белё

Отара в тысячу голов

По дороге заехали на пологую горку прямо на машинах, чтобы полюбоваться видом и узнать, — что же там виднеется на вершине?

Остатки триангуляционного пункта советских времен

Домик, сложенный на вершине

Домик, сложенный на вершине

Фотограф

Вся наша компания

 На месте  ночевки мы были в начале девятого. У берега стоит кибитка, где тебе за символические 100 рублей с машины выписывают пропуск на прибережную зону, там же можно купить дрова (по 50 рублей пучок). Как только мы выбрали место для остановки, хакасские боги устроили нам грандиозную встречу: поднялся необычайно сильный ветер. Хотя глупо говорить «необычайно» для места, которое Олег Митяев назвал «край с дырявым небом». И все же, ветер был очень сильный — метров 25 в сек. При этом он поднимал красный песок со дна Белё, вид был потрясающим, — голубая вода граничит с кроваво-красной. Мы анекдотично пытались ставить палатки и тент: палатка выгибала прутья и ложилась на землю, грозя разорваться, а тент с трудом удерживали от полета трое взрослых мужчин.

Шторм на озере Беле

Борьба со стихией

Борьба со стихией

В течении часа мы фантазировали об устойчивых креплениях жилья, пока наши немногочисленные соседи сложили «крылья палаток» и переехали на благоустроенную рядом турбазу (Цены там ровно в три раза больше, чем на береговой линии). И как только не проявлялась общественная фантазия в постановке тента — мы даже наезжали на него с трех сторон машинами. В общем, пока мы суетились, ветер стих до приемлемого и наш лагерь спокойно развернулся.

День второй (21.06.2011)

Утро встретило нас послештормовой прохладой. Озеро было спокойным, а вода заманчиво теплой. И, не смотря на освежающий ветерок, мы залезли искупаться. Ведь не каждый день бываешь на минеральном озере. Дальше наш путь лежал вокруг озера. По пути мы остановились и покорили гору Чалпан.

Могильники у подножья горы Чалпан

Лилия кудреватая или Саранка

Эдельвейс

Василек

Остатки крепости на вершине горы

На вершине Чалпан

На вершине Чалпан

Маленький покоритель гор

На склоне Чалпан

Изначально хотели найти дорогу через поля, до следующего места остановки, но решили заехать по трассе за водой. Кстати лучшую пресную воду можно набрать в поселке Колодезный, который находится прямо напротив п.Жемчужного. У заправки возле Жемчужного, нужно свернуть в Колодезный, проехать до упора по улице прямо и там, справа, будет колодец-журавль. Набирать воду нужно осторожнее, т.к. палка журавля своим дальним концом задевает трансформатор на столбе ))) (Или что то другое, я не сильна в электротехнике). После «дозаправки» водой мы стартуем к следующей точке — озеро Утичье-3. Вода в озере — соленая, но это не мешает существовать в ней множеству карасей. И неизвестно по какой причине караси просто кидаются на крючок. Червя там не любят, больше всего клюет на хлеб или на перловку — зависит от рыбьего настроения.

Это уже потом, после проб и ошибок, мы стали отпускать мелочь и ловить не больше 1 рыбки на человека. А в первый раз, мы как ошалелые дергали удочку по часу и довольные оценивали улов в пол картофельного мешка. Когда дело доходило до приготовления еды — тяжело вздыхали: карась костистый — не наешься и наплюешься.

Улов за час

Счастливый рыбак

Спустя пару часов отличного загара мы снова выехали на наш маршрут. Следующий пункт нашего путешествия — Туимский провал. Большие поклонники Хакасии (такие как я ))) называют это место попсой, но раз в жизни на него стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы потом говорить, что там неинтересно :).

Медведь совсем не страшный

Вдоль провала

У входа в штольню

На краю провала

Мы заехали на оборудованную площадку, посмотрели сувенирные лавочки, и вот — он! Зрелище потрясающее! Затем мы решили взглянуть на провал с другой стороны. Вокруг натянут забор, который легко обойти, прошмыгнув в ворота прямо напротив входа. Здесь местные ребята учтиво предлагают сигануть вниз. Хотя, одна девушка-попрыгунья сказала, что прыгать там не стоит — уж очень плохого качества вся подвесная система. Достаточно просто посмотреть на очередного смельчака. Еще можно пройти по заброшенной штольне прямо к воде провала, но нам не удалось, так как там еще частично лед.

Возвращаясь в сторону поселка Шира, заезжаем на Туим-кольцо, которое я, честно честно говоря, считаю фальсификацией. Хотя местные и не скрывают, что нынешний кромлех восстановленный вариант того, что было раньше. Невооруженным взглядом можно увидеть результаты деятельности человека XXI века.

Шульжик рассказывает сказку

Дальше наш путь лежит к парку каменных изваяний, который теперь часто называют Ширинскими столбами, чтобы посмотреть на диковинный каменный гриб. Туда мы ехали уже вечером, чтобы остановиться на ночь в том же районе. Про каменный гриб я прочитала в интернете, но его точного местонахождения не описывали.

В поисках каменного гриба

Цветение шиповника

Мы добрались до маленькой деревушки, где осталось всего два дома и рассеялись по лесу в поисках гриба. Место оказалось чудесным! По лиственничному лесу тут и там разбросаны гранитные валуны искореженные временем и погодой. Даже без гриба — это очень приятное место. Мы прочесали лет у деревни, но гриба так и не нашли. На улице темнело и надо было искать место для ночлега. Уже потом, через пару дней мы сделали ход конем, заехали в это место еще раз и нашли гриб, поэтому фото прилагаются.

В парке камней

Иглы сосны

На вершине гранитного выступа

В поисках каменного гриба

В поисках каменного гриба

Каменный гриб

Деревня Усть-Тунгужуль находится на берегу реки Белый Июс. По лесной дорожке мы добрались до берега, где нашли отличное место для стоянки. Так как место находится в логу, ночью достаточно свежо. Комаров там, вопреки мнению, весьма мало и спать они ложатся рано. Место очень живописное: берег выходит на запад и вечером мы окунулись в краски заката. Пока мы ставили лагерь, наш доброволец в течении 2 часов чистил рыбу, пойманную на Утичьем-3. А потом мы ее почти до часу ночи жарили, было так холодно, что газовые балоны замерзали, приходилось постоянно менять их и греть. Когда стемнело к нам пришла пара очень красивых и очень голодных лаек. Одна по-старше, другая по-моложе, они деликатно ждали от нас чего-нибудь съедобного. А за то что мы их кормили, они всю ночь охраняли наш лагерь.

Солнце садится

Вечерние гости

Хитрый прищур в ожидании еды

Закат над Белым Июсом

День третий (22.06.2011) 

Утро началось с тумана, которым заволокло весь лог. Мы долго не решались выехать, боялись, что будет размыта дорога. (Боялись напрасно, несмотря на ночной дождик, дорога была сухой.) В обед мы вышли в лес, еще раз осмотреть причуды природы и попытаться обнаружить гриб. Больше всего мне понравилось в этом каменном парке то, что вокруг росли в основном лиственницы. Земля там покрыта мягким ковром из иголок и совершенно нет подлеска.

Утренний туман

Подготовка техники

Бодро выползаю из палатки

По дороге в Малую Сыю кони ждали автобус

После нескольких часов прогулок мы выехали на следующую точку — замечательную деревушку Малая Сыя, которая известна на всю среду в туристическо-спелеологической среде. Там, в М.Сые, в пункте экологического контроля (дом по правой стороне дороги, сразу за остановкой) живет замечательная женщина Елена — биолог, которая поддерживает природу в этом очень посещаемом закутке Хакасии. Именно ее мы попросили быть нашим экскурсоводом в пещеру Археологическая. Пещера эта некатегорийная, — отличное место для нашей компании с детьми. Во дворе у Елены мы экипировались предоставленным оборудованием и отправились к пещере, которая находится неподалеку.

У дома Елены

Подготовка к спуску

Самые юные спелеологи

Так как мы с Женей уже были на этой экскурсии, мы остались с подругой «на берегу», так как она еще совсем мала для пещер. Все остальные дети (даже наш активный 4-летний ураган) отправились в лоно горы и отлично провели время.

На мостике к пещере

Во всеоружии

На спуске в пещеру

Внутри Археологической пещеры

Курильский чай

Близился вечер и мы решили вставать на ночевку. Экскурсоводы неоднократно рекомендовали нам вставать на ночь прямо в деревне (М.Сые), там есть полянка на берегу Белого Июса. Но так как мы любим быть подальше от цивилизации, мы искали стоянку у моста через Июс. И нашли замечательное тихое место. Как это ни странно, но как только мы развернули лагерь, появилась собака. Добрая и ласковая, как обычно голодная, кормящая мать, которая и по внешности и по размеру больше  походила на медведя. После ужина мы ее покормили и она тоже осталась на ночь, обходила периметр и никого не подпускала к нашему лагерю.

Наша стоянка

Вечерний гость

Шутки программистов

Шутки программистов

День четвертый (23.06.2011) 

С утра по-раньше мы отправились на мою самую любимую экскурсию — Тропу Предков. Так как от нашего интенсивного ритма путешествия некоторые уже устали, на тропу мы вышли в младшем составе. Конечно же, мы выбираем трудный путь, через скальный кулуар. Быстренько заглядываем в грот Проскурякова и поднимаемся наверх, где скалы становятся все выше, а тропа все Уже.

Спящий хакас на тропе предков

Отдых на поляне

По тропе предков

По краю скал, спускающихся к воде, сначала пологой тропой, потом перебираясь по камням, сквозь пещеры, примерно за 1,5-2 часа мы добрались до Большой Тохзасской пещеры. А оттуда, после непродолжительного отдыха поднялись до Трехглазой арки, где уже традиционно устроили небольшой перекус.

В гроте Проскурякова

Подъем к трехглазой арке

У большой Тахзасской пещеры

Перекус в конце тропы

В теории тропа поднимается еще выше, на вершину хребта, к Миртовской пещере, где расположена еще одна большая арка. Но по факту, тропа упирается в вертикальную скалу, которую можно преодолеть только имея навыки и снаряжения, поэтому мы еще никогда не добирались до верхней арки.

Чабрец

Марьин корень

Марьин корень

Вдоволь налюбовавшись открывшимся видом на Белый Июс и отроги Кузнецкого Алатау, потихоньку спустились к нашей стоянке. На весь маршрут мы затратили около четырех часов. Все вместе мы свернули лагерь и поехали на следующую нашу стоянку опять на берегу Белого Июса, ближе к горной гряде Сундуки.

Советские рыбаки на привале

Подруга ест лук и плачет

День пятый (24.06.2011)

Утро было удивительно теплым. Сегодня по программе нам предстояло посетить Сундуки. Существует легенда, что духи пускают на сундуки далеко не всех, если не хотят, чтобы человек туда попал — или машина проехать не сможет, или погода будет плохая — найдется причина. Поэтому перед поездкой загадывают желание, если сумеете доехать — непременно сбудется. От того места, где мы ночевали до сундуков — рукой подать.

Выезжаем на трассу, переезжаем мост через Белый Июс (продолжая путь в том направление, в котором ехали сюда). После моста будет сверток направо (второй по счету) хорошей грунтовой дороги. К тому же сейчас ставят указатель «На сундуки». Так что мимо не проедешь. Двигаемся по насыпной дороге через поля, вдоль арыка. Подъезжаем к первому, очень небольшому холмику справа — это Пятый Сундук. Именно с него должна начинаться экскурсия. Перед ним нужно свернуть направо, чтобы оказаться с его «лицевой стороны». По пути сразу будет видна поляна-парковка, на ней и останавливаемся.

Первая точка экскурсионного маршрута – Пятый Сундук. В центре астрономической площадки проходит опять таки меридиан 90 градусов восточной долготы – центр восточного полушария.

Перед ним расположена большая группа могильников. Пятый Сундук, полностью связан с движением Солнца. Это Сундук Времени. Здесь встречали Новое Солнце, шаманы проводили обряды поклонения ему. До сих пор осталась тропа, по которой ходили жрецы на пятый Сундук, куда были направлены солнечные лучи.

 Если встать на эту точку, можно точно определить все четыре стороны света. Север обозначен краем Четвертого Сундука, соответственно с противоположной стороны, где расположено озеро Фыркал (ФыркАл), находится Юг. По направлению смотровой площадки Пятого Сундука находится запад. И если встать к смотровой площадке спиной, мы увидим, где восходит солнце – это Восток.

Смотровая площадка – протохрам, выбитый в скале. Его назначение удалось разгадать академику В. Е. Ларичеву после десятков лет изучения Сундуков. Отсюда древние люди вели наблюдения за небесными светилами. В боковых стенах смотровой площадки есть специальные углубления. Если поместить голову в углубление в правой стене, то на линии пересечения стены и горизонта можно наблюдать восход солнца в дни весеннего и осеннего равноденствия. А с противоположной стены тем же методом можно видеть восход солнца в день летнего солнцестояния.

На задней стенке протохрама в скале выбиты изображения древних чудищ – Змеи и Дракона, разделенные на сегменты. Когда тень от солнца попадает в промежутки между сегментами, наступают различные астрономические явления, например, солнечное затмение.

Протохрам расположен так, что тень проходит по задней стенке слева направо, и на восходе солнца древние рептилии как бы выползают из тьмы, а после полудня они начинают уползать в свое царство. Но в дни летнего солнцестояния за час до полудня через специально выбитую в горе лунку тонкий луч солнца ударяет точно в голову Дракона.

Над крышей смотровой площадки на горе можно увидеть скульптурное изображение орла. Считается, что вся эта композиция символизирует победу Орла и Солнца над царством тьмы в момент наивысшего солнечного могущества – в день летнего солнцестояния.

Кроме этого на стенах Сундука можно видеть наскальные рисунки с изображениями древних животных, людей и орудий труда.

А на вершине Пятого Сундука находятся Оба (обА) – домики духов.

Объезжаем сундук вокруг, попадаем на дорожку ведущую через арык (там теперь тоже есть указатель). Еще в прошлом году, эти 30 метров были самыми сложными во всей экскурсии. Дорога была настолько плохой, что порой даже джипы не пытались тут проехать. Но теперь ее выровняли, так что никаких проблем с проездом нет.

Подъезжаем снова к небольшой парковке, слева Четвертый Сундук.  Прямо у подножья сундука находится жертвенное дерево, куда привязывают ленточки, чтобы отблагодарить местных духов.

Сундук представляет собой целый сборник эпоса из жизни воина: его рождение, развитие, участие в охоте, битвах, победы и гибель. Такое не часто встретишь. Обычно бывают изображены отдельные сюжеты. В окрестностях найдены остатки захоронений, и есть все основания полагать, что этот герой был реальным. Памятник, по мнению Ларичева, относится к поздней тагарской культуре  II  начало I века до нашей эры.

Единоборство с великаном. Один из самых популярных мотивов героического эпоса. Герой, несмотря на мальчишеский возраст и слабую вооруженность, обратил в бегство великана, владетеля лука, кинжала, и обладателя необоримой, кажется, физической мощи.

Возведение героя в ранг вождя. Подвиги героя эпоса приводят к самой значимой оценке его деяний во благо общества – богатыря возводят в ранг вождя. Это событие свершалось, по строго разработанному ритуалу. Ведущую роль играл почтенного возраста персонаж (старейшина), перед коим застыл в подчеркнуто почтительной позе юный герой. Чуть в отдалении, на втором плане «картины», представлена сцена жертвоприношения: шаман (жрец), стоящий на «ездовом животном» (медведь), варит в котле мясо жертвенного животного (баран), шкура которого и кинжал заклания размещаются поблизости, не оставляя сомнений относительно сюжетной канвы происходящего. Два персонажа представляют «Мир инобытия» – гигантское скелетообразное существо с огромным фаллосом, стоящий позади бородатого старца (дух–предок), и с пунктирным телом и рогатой головой змий (дракон), заглядывающий в котел.

Смысл происходящего раскрывают детали изображений старца и героя: первый держит в левой руке лук, в правой – кинжал, подмышкой, видимо, колчан (прямоугольный выступ за спиной), а второй уже принял в поднятые руки предмет, по всей видимости, шлем с плюмажем. Оружие, переданное герою, относилось к разряду не обыденного, а богатырского. С ним он, узаконенный богами, духами и высокочтимыми людьми вождь, обретал непобедимость и мог устрашать врага до начала сражения.

Нервный поединок. Сражения героя, вооруженного луком с тремя противниками. Голова его защищена шлемом с плюмажем, на поясе привязан колчан. Тетива круто изогнутого лука, натянута до предела и, судя по согнутой в локте правой руке, готова через мгновение выбросить стрелу в единственного из оставшихся в живых врага. В левой руке героя зажата запасная стрела, которую он готов пустить в ход в случае промаха. В отличие от всех трех противников, спину героя не прикрывает щит и, значит, он вел бой не совершая маневра для зарядки лука, когда приходилось, теряя время, оборачиваться лицом в противоположную от врага сторону. Это обстоятельство ускоряло стрельбу и позволяло выбирать мгновения, когда противник, разворачиваясь в его сторону, на мгновения становился уязвимым. Четыре стрелы в телах и щитах уже выведенных из строя противников (они падают на землю) и две стрелы в щите того, кто все еще продолжал поединок, демонстрируют поразительную скорострельность героя и точность его стрельбы в решающие секунды сражения.

К сожалению, этого петроглифа я так и не нашла

Разбойный набег. Опустошительное нападение на стойбище и противостояние ему. Группа вооруженных воинов угоняет стадо животных, среди которых изображены тучный бык, козел, собака и бараны. Все это свершается столь масштабно и шумно, что среди панически бегущих домашних особей оказываются дикие – лань и дрофа. Обречена на гибель женщина, судя по всему — жрица. Беда застала ее в момент свершения обряда (около нее располагается алтарик и, по-видимому, курильница). Разбойникам противостоят воины левой части композиции. Трое из них вооружены луками, а один – кельтом. В картине представлен момент, предшествующий началу сражения (исход его остается за рамками изображенного). Ясно лишь, что побоище предстоит бескомпромиссное и кровавое, на что намекает лодка с перевозчиком. Он, возможно, изготовился переправить души павших в сражении через Реку забвения в Страну инобытия. От этой большой композиции осталась лишь бегущая лань…

Засада.Эпосный герой, вооруженный луком и булавой, с колчаном и, возможно, кинжалом на поясе, со шлемом на голове, в рыцарского вида рукавицах и, быть может, облаченный в защитные доспехи, отправился зимой в сопровождении сотоварища, богов и духов в неведомую страну – судя по всему, на самый край света, на Север, в заснеженные дебри тайги (герой и два других персонажа картины передвигаются на лыжах – курьезная для степных конных витязей деталь снаряжения!). Столкновение с противником произошло, судя по всему, внезапно, на марше, и началось оно с выстрела из укрытия – воин, присевший на колено (фигура в правом нижнем углу картины), уже выпустил одну стрелу, которая смертельно ранила героя (он заваливается назад), а вторую вставил в лук, чтобы продолжить стрельбу в случае необходимости. В правой же руке враг зажал кинжал, намереваясь прикончить чужестранца. И ни стрельба из лука сотоварища героя, ни борения благих богов с непонятного обличья существами, видимо, воплощениями сил тьмы и зла, не могут предотвратить трагической развязки боя из засады. Таким оказался финал похода, предпринятого, наверное, ради поиска достойного противника тому, кому не было равных в пределах границ родных земель и ближайшей округи.

Сейчас, к сожалению, от этой стены остались только фрагменты. Этот Сундук символически называют горой прошлого, настоящего и будущего. Именно здесь можно, по преданию, соприкоснуться с верхним и нижним мирами.

Дальнейший путь – к Первому Сундуку – пролегает около древнего оросительного канала из реки Белый Июс, выкопанного, как полагают ученые, около трех тысяч лет назад. А уже в наше время канал был просто расширен. Эти каналы были сделаны руками рабов древних хакасов-земледельцев (II-VI вв. н. э.), и до сих пор основная их сеть нормально функционирует.

На подъезде к Первому Сундуку Вы снова увидите нагромождения камней, как и на двух предыдущих сундуках. Это Оба – домики для духов.

Кстати с этого года проезд на поляну на машине сделали платным. Пешком пройти — бесплатно. Там можно прокатиться на лошади, нанять экскурсовода и тд. Можно заночевать на поляне за 200 рублей в своей палатке и за 150 в арендуемой. А еще можно затусить в юрте, за что берут как в хорошей гостинице — по 700 рублей с человека.

Перед Сундуками  огромная поляна, ступать на которую могли лишь жрецы. Хакасы боялись этого места и никогда сюда не ходили. В древности на поляне жрецы вели наблюдения. Каждая выемка на скальном уступе, как считает ученый Ларичев, это удобное место наблюдения за определенным созвездием. Большинство ученых относят астрономический комплекс к VIII II веками до нашей эры, а некоторые и старше. Согласно гипотезе того же Ларичева в системе 20 Сундуков. Наиболее популярны и доступны лишь пять. Достоверно известно, что в ней долгое время жил могучий народ, который строил каменные дома, крепости и умело использовал природные сооружения. В XII в. монголы, проходя через эти края, вырезали все население и постарались разрушить все строения.

Наиболее красивый и значимый в гряде в обрядовом и астрологическом смысле — первый сундук. Еще в советское время в этой местности при распашке поля случайно трактором вскрыли могилу шамана. Тогда был выкопан камень, на котором были изображены созвездия другого полушария и некоторые звезды, видимые чуть ли не в телескоп. По мнению академика В. Е. Ларичева, изучающего Сундуки около 30 лет, именно здесь располагалась «мировая гора» — астрологическое святилище, включающее жреческий храм и древнейшую обсерваторию. Там согласно древнему преданию хранятся священные знания хакасского народа, все тайны глубокой старины.

Это магическое место обладает еще одной уникальной особенностью — великолепной акустикой. Если человек негромко говорит, стоя на вершине склона, слушатели внизу хребта его прекрасна слышат, хотя расстояние между ними 200-300 метров. Форма горы, напоминающая подкову, создает коридор, по которому идет звук, не теряя своей громкости и разборчивости. Это возможно благодаря потокам воздуха, идущим сверху вниз.

Здесь находится древняя астрономическая обсерватория, содержащая бесчисленные астрономические площадки. Многие из них обозначены выложенными по кругу камнями. Например, встав в центр одного из таких кругов, можно наблюдать восход солнца в дни осеннего и весеннего равноденствия между двумя каменными плитами, установленными на вершине противоположной скалы. Тоже самое можно наблюдать и с другой площадки: Солнце взойдет точно в углублении скалы, специально созданном людьми.

С другой астрономической площадки, где в древности стояла каменная плита, можно наблюдать восход солнца в день зимнего солнцестояния. Первый раз солнце блеснет на углу пересечения склонов двух гор и исчезнет, а зачем снова появится за вершиной третьего сундука. Аналогичные явления наблюдаются и с другой площадки.

Такие же площадки существуют и для наблюдения за другими светилами, например, Луной. И это лишь несколько примеров таких площадок, расположенных на Первом Сундуке.

Зная все эти закономерности, наши предки еще в глубокой древности могли точно высчитывать количество дней в году, определять месяцы и времена года – словом, составлять календарь.

Высота сундука – 586 метров. Внизу взору открывается русло Белого Июса и оросительного канала, близлежащие озера, горы, леса и поселки. В горе на вершине Первого Сундука находится Кресло Шамана. Здесь сидели древние жрецы и шаманы.

Сев в Кресло Шамана, можно зарядиться энергетикой Первого Сундука. Нужно положить руки в специальные углубления в стене, а затылком упереться в заднюю стенку.

Все Сундуки обладают сильной положительной энергетикой. А у Первого Сундука она самая сильная из всех. Считается, что даже если человек приехал сюда в плохом настроении, просто погуляв здесь несколько часов, он почувствует облегчение, прилив сил, и у него поднимется настроение. С Сундуков нельзя забирать камни и срывать цветы, потому что их энергетика может пойти в не то русло и обратиться во вред.

Возвращаясь вниз с сундука, возьмите по камню с горы и, загадав желание, положить для укрепления их на специальную каменную гряду, выложенную специально для того, чтобы сохранить от автомобилей это священное место.

Честное слово — мои желания с прошлых лет сбылись!

Вокруг сундуков есть еще пара очень интересных мест, но так как мы там еще не бывали и писать я о них не буду.

После сундуков мы голодные поехали на следующую стоянку. Выехали на трассу и повернули направо. Дальше у нас поселок Черное Озеро, где находится известный на весь мир фито-центр «Прасковья». О его «мировой известности» нам ничего не известно, но для своего размера он «продвинут». Там несколько магазинов с большим ассортиментом, советского вида заправка (рабочая!), небольшая столовая, где очень дешево кормят.

Само озеро считается радоновым (что это вообще значит?). В нем очень теплая вода, но нужно очень долго заходить, приходится купаться на мелководье. А еще вокруг просто тьма-тьмущая сусликов, больше чем в этом месте я во всей Хакасии не видела. При этом они привыкшие к туристам, дают себя покормить, бесстыдно изучают содержимое пакетов/рюкзаков/палаток.

Ночевку мы запланировали на озере Ошколь, но так как до этого там не были, даже не знали с чем будем иметь дело. Чтобы попасть на озеро Ошколь, нужно через д.Черное озеро  проехать прямо на д.Кирово, через Черноозерный лог.

 

Деревня Кирово — вымирающая, находится прямо у берегов Ошколя. Озеро достаточно живописно, оно лежит в начале Ошкольской степи. И именно поэтому там весьма ветрено и прохладно. Там где к озеру можно подъехать — обрывистые берега, совсем небольшие полянки для стоянок и близко трасса.

Поэтому усилием воли мы вернулись на прошлую нашу стоянку. Был уже вечер и новую стоянку искать не стали.

День шестой (25.06.2011)

Утром мы снова поехали на Ошколь. Было принято решение, продвинуться немного в сторону дома, чтобы сократить завтрашний путь домой. Снова проехали мимо озера Ошколь и поехали по Ошкольской степи. Поразительное место — степь ровная как поверхность воды.

 

По дороге возле деревни Подкамень переехали реку Черный Июс, вот где можно было заночевать! Фактически мы двигались в обратном направление параллельно обычной трассы через Копьево. На перекрестке после деревни Устинкино решили посмотреть Сулекскую писаницу.

 

Сулекская писаница — памятник изобразительного искусства Окуневской археологической культуры (II тысячелетие до н. э.). Название писаницы произошло от улуса Сулеков, который располагался недалеко от горы в XIX веке. Народное название Сулекской писаницы «Пичиктиг-Таг» (Писаная Гора). Первое научное описание писаницы было сделано в 1847 году, потом сюда прибыла экспедиция финского общества по изучению древностей, они работали в степях Хакасии три года — 1887—1889 годы.

Рисунки писанницы, расположенные в основном на на горах Писанной и Соляной, были зарисованы с натуры художником, входящим в состав экспедиции. После финнов здесь работал исследователь петроглифов Адрианов А. В. Сулекская писаница представляет собой скалу, сплошь покрытую тысячами рисунков. Основные сюжеты — это сцены охоты, рыцарских сражений, борьба животных, шаманские обряды. Рисунки сопровождаются текстами древнехакасского рунического письма, из которого, верхняя надпись гласит: «Вечная скала» (также Писаная или Вечная гора), то есть скала с рисунками, оставленная на вечные времена. Как памятник древней культуры Сулекские писаницы имеют не только местное, но и всемирное значение.


Самое большое количество изображений на этой горе относятся к эпохе древнекыргызского государства. Рисунки выполнены в технике гравировки — расчерченными линиями. В этой технике изображены воины на лошадях, стреляющие из лука в животных, верблюды, кусающие друг друга (на территории Хакасии разводили верблюдов вплоть до конца XIX века). Есть изображения кабанов и барсов. На одном из хорошо сохранившихся рисунков изображён человек на лошади, держащий в поднятой руке что-то вроде палицы. Есть уникальные изображения гравированными линиями — божество в трехрогом головном уборе, которое соотносится с описанием древними богини Умай. В настоящее время Сулекская писаница является объектом культурного наследия федерального значения. Это наиболее крупный памятник на севере Хакасии.

Прямо от перекрестка на трассе идет тропинка в горку, к скале. Размеры писаницы поражают! Более 100 метров тянется лента с древними рисунками. Поражает и обилие современных «художеств» (от слова «худо»). Хочется передать низкий поклон всем тем людям, которые не стесняясь выдалбливали свои фамилии и имена поверх рисунков тысячелетней давности (трех тысячелетней, если быть точным).

Невежество людей не имеет границ — ежегодно там появляются всё новые и новые имена и фамилии. После писаницы, мы поехали в сторону д. Сарала. На моей карте, буквально через 3 км от писаницы значилась асфальтированная дорога к оз.Большому. По факту же оказалось, что там нет ни асфальта, ни даже лесной (хотя ее остатки просматриваются). Мы решили проверить другие дороги и поехали к д. Костино, к которой вела хорошая грунтовая дорога. Поспрашивали у местных, оказалось дорога до Большого озера есть. Рискнули поехать. И не зря! Очень неплохая дорога, сухая, протяженностью около 20-25 км приводит к озеру Малому и одноименной деревне. В дождь конечно по ней лучше не рисковать. А в хорошую погоду — мы сократили путь на 150-200 км!!


 

 

Как часто бывает в Хакасии — в разных районах разная погода. Пока мы были на территории Республики — погода была шикарная. Когда доехали до д. Малое озеро — попали в холодный фронт: температура снизилась на 15 градусов, небо заволокло тучами, дул шквальный ветер. И большая часть нашей команды рванули домой. В нашем автомобиле все оказались погодоустойчивыми и в тот день мы вернулись и нашли каменный гриб, фотографии которого есть выше. По дороге назад мы заехали на озеро Учум, посмотреть там стоянку на ночь. И не найдя таковой тоже уехали домой.

Рассказать друзьям

Оставьте комментарий