Ко Сичанг: Монастырь Там Яи Прик (Wat Tham Yai Prik) и Центр медитации

Монастырь Там Яи Прик

Расположенный на острове монастырь, место не самое посещаемое туристами. Сюда приходят люди заинтересованные религией или просто очень любопытные. Описать, как попасть в монастырь очень сложно. Проще спрашивать об этом местных жителей. Ориентиром может служить большой Будда на горе — монастырь находится на северной стороне этого же холма.

В этом монастыре, в отличие от обычных, допускается существование женщин-монахов. Что в целом очень редкое явление для буддизма. Монахини мало чем отличаются от мужчин монахов: они такие же лысые, носят ту же одежду, только вместо привычного шафранового цвета — белый.  Тот факт, что монастырь поддерживает женщин, в их решении вести монашескую жизнь является неоспоримым достоинством. Так как, как и в любой другой религии, в буддизме женщины дискриминируются. В рамках монастыря работает фонд поддержки посвящения в духовный сан белых монахинь.

Вход на территорию монастыря свободный, монахи встают очень рано — в 4-30, с этого времени можно посетить это место. Сразу у входа, слева расположена стойка с буклетами. Если вас заметит кто-то из обитателей, то вас обязательно встретят, предложат буклет на вашем языке и объяснят как передвигаться по территории.

У главных ворот монастыря — Большой зал для медитации

Карта территории монастыря

После ворот монастыря, вы попадаете на небольшую забетонированную площадку, где расположены гараж, офис и туалеты.

Центральная площадка монастыря

Монастырь был основан совсем недавно — в 2000 году. До этого времени, здесь был Центр медитации Випассана (это определенная медитативная техника) Там Яи Прик. Территория монастыря была открыта в 1970 году Преподобным Праситом Тхаваро, который основал монастырь в известковой пещере. Со временем количество последователей учений Мастера увеличивалось, и территория монастыря разрасталась. В данный момент, монастырь располагается на 19 раях (тайская мера площади равная 1600 м2) и в нем проживают 23 монаха и 22 монахини.

Одна из многочисленных комнат для медитации

Пагода на склоне горы

Монашеский домик

В отличие от обычных буддийских монастырей, где считается что монахам не подобает физический труд, в Там Яи Прик монахи сами ведут хозяйство. Согласно учению Прасито Тхаваро, работа неотделима от практики осознанности, поэтому все строения монастыря монахи и монахини построили своими руками. Помимо строений, в монастыре есть свой огород, который кормит монахов, а также подземные резервуары для пресной воды, расположенные под каждым зданием. Так как на Ко Сичанге нет ни одного источника пресной воды, монахи используют эти резервуары для накопления и использования пресной воды. Во время дождя с каждого здания вода стекает по водосточным трубам и наполняет резервуар под зданием. А когда резервуар наполняется, вода поступает в нижний, под другим зданием. Лишняя вода сливается в море или бесплатно раздаются деревенским жителям. Помимо воды, монахи раздают и излишки еды, так как сами они едят всего один раз в день.

Монашеский огород обеспечивает питанием весь монастырь

По бетонным тропинкам мы поднимаемся к сердцу монастыря — пещере, где он был основан в 1970 Преподобным Праситом Тхаваро. Мастер узнал о пещере от старой женщины, явившейся к нему в видении. Она была няней короля Чулалонгкорна, ее звали Прик. В ее честь была названа пещера и монастырь. Пещера Там Яи Прик для яркости окрашена в белый цвет. Общая площадь пещеры едва ли составляет 60 м2, она включает в себя три небольшие комнаты, которые Прасит Тхаваро назвал Осознанность, Концентрация и Мудрость (нам осталось только догадываться, где какая комната). Мастер непрерывно медитировал в этой пещере 10 лет.

На входе в пещеру — библиотека

Вход в пещеру

У входа в пещеру

В 1983 году Мастер Тхаваро посетил 4 места в Индии и Непале важные для Будды: Люмбини Парк (Непал), где Будда родился; Бодхгайя (Индия), где Будда стал просветленным; Олений Парк в Сарнат (Индия), где Будда прочел свою первую проповедь; и Кушинагар (Индия), где Будда скончался. Мастер привез землю из этих мест, смешал ее в шар и поместил его в пещере. Под шаром сами собой стали появляться мощи Будды, которые потом перенесли под потолок в пагоду.

В пещере

Несмотря на то, что в естественной пещере много всего неестественного (от краски на стенах до кафельного пола), там все равно проживает большое количество летучих мышей. Странно, что такие изменения в хрупкой экосистеме пещеры не повлияли на жизнь ее обитателей.

Переход во вторую комнату пещеры

В пещере

Тропинка от пещеры поднимается выше, к небольшой пагоде, где собраны личные вещи Мастера Тхаваро, а под ними в шкафчиках, хранится пепел монахов и монахинь после кремации. Мастер Тхаваро был против коммерциализации буддизма, поэтому монастырь собирает очень небольшое количество пожертвований и не оказывает платных услуг (таких как предсказание судьбы, продажа амулетов и тд).

Ступа на склоне

Внутри, на стенах ступы, изображены картины самых важных мест в жизни Будды, принца Сиддхартха: первая медитация, первая проповедь, просветление, перерождение и уход в нирвану.

Внутри ступы. В центре — картина просветления Будды

Вещи Мастера Тхаваро

Вещи Мастера Тхаваро

Вещи Мастера Тхаваро

От пагоды тропинка ведет выше, к Залу рукоположения. Рукоположение — это религиозный обряд, в рамках которого передается право проповедовать и тд. Зал предназначен для проведения этого обряда и для пения мантр в вечернее время. Он был построен монахами в 1998 году за 9 месяцев и 9 дней, так как работа в этом монастыре тоже считается медитативной практикой.

Монахи называют этот зал залом трех королей: Будды, который был принцем, рожденным в королевском дворце; короля Чулалонгкорна, который построил один дворец и один королевский монастырь на острове, Короля Бхумибола, во время правления которого, был построен монастырь Там Яи Прик.

Зал рукоположения

Зал рукоположения

Зал рукоположения

Зал рукоположения расположен на небольшой бетонной «полянке» вместе с другими сооружениями: небольшой площадкой для медитации и ступой Мастера Тхаваро. Ступа Преподобного Прасита Тхаваро была создана в 1996 году для хранения статуи Тхаваро и его мощей.

Ступа Мастера Тхаваро

Внутри ступы

Среди деталей архитектуры, в буклете, на росписях стен — всюду можно заметить рисунок колеса, означающего Благородный Восьмиричный Путь, пройдя который можно достичь Нирваны. Благородный Восьмиричный Путь включает в себя: Правильные мысли, Правильная речь, Правильные действия, Правильный образ жизни, Правильное усилие, Правильная осознанность, Правильная концентрация, Правильное понимание.

На фронтоне — Восьмиричное колесо перерождений

Площадка для медитации

Комната для медитации

Учебный класс

Теперь с самой вершины горы начинается спуск. На спуске расположен открытый Зал для изучения Дхармы. Дхарма в буддизме — с одной стороны, вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, универсальный закон, открытый Буддой. А с другой — это некое явление, строительный материал, неделимая составляющая бытия.

Открытый Зал для изучения Дхармы

Еще ниже по склону расположена Комната истины. На внешней стене комнаты картина, показывающая как Будда, тогда еще молодой принц Сиддхартха, впервые узнал о страдании. Когда ему было 29 лет, он вышел из дворца и увидел 4 образа: старика, больного человека, мертвое тело и монаха. Внезапно принц понял, что однажды каждый состарится, заболеет и умрет. Он осознал скоротечность мира и захотел найти путь, уводящий из бесконечного цикла страданий — Сансары. После 6 лет попыток найти этот путь, Будда стал просветленным.

Комната истины — Будда увидел болезнь, старость, смерть и монаха

Мертвое тело внутри комнаты демонстрирует истину о том, что человек всего лишь вещь. В прошлом, это тело дышало, потребляло пищу и тд. И в будущем мы будем абсолютно такими же, как это мертвое тело. Когда мы умираем, мы не можем взять с собой ничего, только карму, поступки и их последствия. Тело, как и все в мире, состоит из четырех основных элементов — земли, огня, воды и воздуха. Тело не может быть стабильным, оно неподвластно контролю, оно демонстрирует скоротечность и безличность. Стоит заметить, что рядом с мертвым человеческим телом, разместилось мертвое лягушечье тело.

Внутри комнаты истины

Внутри комнаты истины

Еще ниже по тропе, открывается замечательный вид на утес и залив. Лучше всего смотреть на море в монастыре из Точки пустотности. Это беседка на скальном выступе, откуда открывается исключительный вид на море. Мастер Тхаваро предложил созерцать пустоту с горизонта моря, чтобы можно было достичь большей мудрости в понимании иллюзорности мира.

Точка пустотности

Горизонт — это обман зрения. Мы думаем, что он там, но когда мы пересекаем моря, чтобы попасть туда, мы находим лишь ничто. Тем не менее, мы продолжаем проводить свою жизнь в море страданий в попытке достичь того, чего нет. Мы живем в надежде, что что-то ждет нас впереди, тогда как это — не более, чем иллюзия. Нет ничего, что можно открыть или достичь, кроме пустоты.

Вид из точки пустотности

Прямо под скалой с Точкой пустотности расположен Тихий угол — это место для практикующих мирян. Вероятно, именно там учат медитативной технике.

Тихий угол

Все дороги заканчиваются у монастырской ограды, рядом с еще одним зданием.

Монастырская ограда

В конце экскурсионной тропы

Монастырская ограда с восьмиричным колесом перерождения

По тропе нужно снова подняться на гору к Залу рукоположения и спуститься с другой стороны горы, где расположено еще несколько монастырских строений.

Место для пребывания практикующих женщин-мирян

Место для пребывания практикующих женщин-мирян

Здание, обозначенное на карте как крематорий

Здание, обозначенное на карте как крематорий

Самое последнее здание — это Великий зал. Он последним был построен под руководством Прасито Тхаваро, который пожелал хранить его тело в этом зале после смерти. Тело год хранили в этом зале с 9 марта 2007 года, дня смерти Великого Мастера, а затем 9 марта 2008 года его кремировали. В зале по сей день хранится частичка мощей Мастера Тхаваро.

Великий зал

Крышу здания поддерживают существа, в зубах у каждого из которых висит колокольчик. Ветер постоянно покачивает колокольчики, и по округе разносится чудные трели.

Под крышей

Внутри Великого зала все застелено ковром (или ковролином), настолько мягким и пушистым, что ноги в него проваливаются. В центре Будда и мощи Тхаваро. С другой стороны всяческая звуковая техника: колонки, пульт, усилители.

Внутри Великого зала

Внутри Великого зала

Рассказать друзьям

Оставьте комментарий