Ко Сичанг: Монастырь Там Яи Прик (Wat Tham Yai Prik) и Центр медитации
Расположенный на острове монастырь, место не самое посещаемое туристами. Сюда приходят люди заинтересованные религией или просто очень любопытные. Описать, как попасть в монастырь очень сложно. Проще спрашивать об этом местных жителей. Ориентиром может служить большой Будда на горе — монастырь находится на северной стороне этого же холма.
В этом монастыре, в отличие от обычных, допускается существование женщин-монахов. Что в целом очень редкое явление для буддизма. Монахини мало чем отличаются от мужчин монахов: они такие же лысые, носят ту же одежду, только вместо привычного шафранового цвета — белый. Тот факт, что монастырь поддерживает женщин, в их решении вести монашескую жизнь является неоспоримым достоинством. Так как, как и в любой другой религии, в буддизме женщины дискриминируются. В рамках монастыря работает фонд поддержки посвящения в духовный сан белых монахинь.
Вход на территорию монастыря свободный, монахи встают очень рано — в 4-30, с этого времени можно посетить это место. Сразу у входа, слева расположена стойка с буклетами. Если вас заметит кто-то из обитателей, то вас обязательно встретят, предложат буклет на вашем языке и объяснят как передвигаться по территории.
После ворот монастыря, вы попадаете на небольшую забетонированную площадку, где расположены гараж, офис и туалеты.
Монастырь был основан совсем недавно — в 2000 году. До этого времени, здесь был Центр медитации Випассана (это определенная медитативная техника) Там Яи Прик. Территория монастыря была открыта в 1970 году Преподобным Праситом Тхаваро, который основал монастырь в известковой пещере. Со временем количество последователей учений Мастера увеличивалось, и территория монастыря разрасталась. В данный момент, монастырь располагается на 19 раях (тайская мера площади равная 1600 м2) и в нем проживают 23 монаха и 22 монахини.
В отличие от обычных буддийских монастырей, где считается что монахам не подобает физический труд, в Там Яи Прик монахи сами ведут хозяйство. Согласно учению Прасито Тхаваро, работа неотделима от практики осознанности, поэтому все строения монастыря монахи и монахини построили своими руками. Помимо строений, в монастыре есть свой огород, который кормит монахов, а также подземные резервуары для пресной воды, расположенные под каждым зданием. Так как на Ко Сичанге нет ни одного источника пресной воды, монахи используют эти резервуары для накопления и использования пресной воды. Во время дождя с каждого здания вода стекает по водосточным трубам и наполняет резервуар под зданием. А когда резервуар наполняется, вода поступает в нижний, под другим зданием. Лишняя вода сливается в море или бесплатно раздаются деревенским жителям. Помимо воды, монахи раздают и излишки еды, так как сами они едят всего один раз в день.
По бетонным тропинкам мы поднимаемся к сердцу монастыря — пещере, где он был основан в 1970 Преподобным Праситом Тхаваро. Мастер узнал о пещере от старой женщины, явившейся к нему в видении. Она была няней короля Чулалонгкорна, ее звали Прик. В ее честь была названа пещера и монастырь. Пещера Там Яи Прик для яркости окрашена в белый цвет. Общая площадь пещеры едва ли составляет 60 м2, она включает в себя три небольшие комнаты, которые Прасит Тхаваро назвал Осознанность, Концентрация и Мудрость (нам осталось только догадываться, где какая комната). Мастер непрерывно медитировал в этой пещере 10 лет.
В 1983 году Мастер Тхаваро посетил 4 места в Индии и Непале важные для Будды: Люмбини Парк (Непал), где Будда родился; Бодхгайя (Индия), где Будда стал просветленным; Олений Парк в Сарнат (Индия), где Будда прочел свою первую проповедь; и Кушинагар (Индия), где Будда скончался. Мастер привез землю из этих мест, смешал ее в шар и поместил его в пещере. Под шаром сами собой стали появляться мощи Будды, которые потом перенесли под потолок в пагоду.
Несмотря на то, что в естественной пещере много всего неестественного (от краски на стенах до кафельного пола), там все равно проживает большое количество летучих мышей. Странно, что такие изменения в хрупкой экосистеме пещеры не повлияли на жизнь ее обитателей.
Тропинка от пещеры поднимается выше, к небольшой пагоде, где собраны личные вещи Мастера Тхаваро, а под ними в шкафчиках, хранится пепел монахов и монахинь после кремации. Мастер Тхаваро был против коммерциализации буддизма, поэтому монастырь собирает очень небольшое количество пожертвований и не оказывает платных услуг (таких как предсказание судьбы, продажа амулетов и тд).
Внутри, на стенах ступы, изображены картины самых важных мест в жизни Будды, принца Сиддхартха: первая медитация, первая проповедь, просветление, перерождение и уход в нирвану.
От пагоды тропинка ведет выше, к Залу рукоположения. Рукоположение — это религиозный обряд, в рамках которого передается право проповедовать и тд. Зал предназначен для проведения этого обряда и для пения мантр в вечернее время. Он был построен монахами в 1998 году за 9 месяцев и 9 дней, так как работа в этом монастыре тоже считается медитативной практикой.
Монахи называют этот зал залом трех королей: Будды, который был принцем, рожденным в королевском дворце; короля Чулалонгкорна, который построил один дворец и один королевский монастырь на острове, Короля Бхумибола, во время правления которого, был построен монастырь Там Яи Прик.
Зал рукоположения расположен на небольшой бетонной «полянке» вместе с другими сооружениями: небольшой площадкой для медитации и ступой Мастера Тхаваро. Ступа Преподобного Прасита Тхаваро была создана в 1996 году для хранения статуи Тхаваро и его мощей.
Среди деталей архитектуры, в буклете, на росписях стен — всюду можно заметить рисунок колеса, означающего Благородный Восьмиричный Путь, пройдя который можно достичь Нирваны. Благородный Восьмиричный Путь включает в себя: Правильные мысли, Правильная речь, Правильные действия, Правильный образ жизни, Правильное усилие, Правильная осознанность, Правильная концентрация, Правильное понимание.
Теперь с самой вершины горы начинается спуск. На спуске расположен открытый Зал для изучения Дхармы. Дхарма в буддизме — с одной стороны, вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, универсальный закон, открытый Буддой. А с другой — это некое явление, строительный материал, неделимая составляющая бытия.
Еще ниже по склону расположена Комната истины. На внешней стене комнаты картина, показывающая как Будда, тогда еще молодой принц Сиддхартха, впервые узнал о страдании. Когда ему было 29 лет, он вышел из дворца и увидел 4 образа: старика, больного человека, мертвое тело и монаха. Внезапно принц понял, что однажды каждый состарится, заболеет и умрет. Он осознал скоротечность мира и захотел найти путь, уводящий из бесконечного цикла страданий — Сансары. После 6 лет попыток найти этот путь, Будда стал просветленным.
Мертвое тело внутри комнаты демонстрирует истину о том, что человек всего лишь вещь. В прошлом, это тело дышало, потребляло пищу и тд. И в будущем мы будем абсолютно такими же, как это мертвое тело. Когда мы умираем, мы не можем взять с собой ничего, только карму, поступки и их последствия. Тело, как и все в мире, состоит из четырех основных элементов — земли, огня, воды и воздуха. Тело не может быть стабильным, оно неподвластно контролю, оно демонстрирует скоротечность и безличность. Стоит заметить, что рядом с мертвым человеческим телом, разместилось мертвое лягушечье тело.
Еще ниже по тропе, открывается замечательный вид на утес и залив. Лучше всего смотреть на море в монастыре из Точки пустотности. Это беседка на скальном выступе, откуда открывается исключительный вид на море. Мастер Тхаваро предложил созерцать пустоту с горизонта моря, чтобы можно было достичь большей мудрости в понимании иллюзорности мира.
Горизонт — это обман зрения. Мы думаем, что он там, но когда мы пересекаем моря, чтобы попасть туда, мы находим лишь ничто. Тем не менее, мы продолжаем проводить свою жизнь в море страданий в попытке достичь того, чего нет. Мы живем в надежде, что что-то ждет нас впереди, тогда как это — не более, чем иллюзия. Нет ничего, что можно открыть или достичь, кроме пустоты.
Прямо под скалой с Точкой пустотности расположен Тихий угол — это место для практикующих мирян. Вероятно, именно там учат медитативной технике.
Все дороги заканчиваются у монастырской ограды, рядом с еще одним зданием.
По тропе нужно снова подняться на гору к Залу рукоположения и спуститься с другой стороны горы, где расположено еще несколько монастырских строений.
Самое последнее здание — это Великий зал. Он последним был построен под руководством Прасито Тхаваро, который пожелал хранить его тело в этом зале после смерти. Тело год хранили в этом зале с 9 марта 2007 года, дня смерти Великого Мастера, а затем 9 марта 2008 года его кремировали. В зале по сей день хранится частичка мощей Мастера Тхаваро.
Крышу здания поддерживают существа, в зубах у каждого из которых висит колокольчик. Ветер постоянно покачивает колокольчики, и по округе разносится чудные трели.
Внутри Великого зала все застелено ковром (или ковролином), настолько мягким и пушистым, что ноги в него проваливаются. В центре Будда и мощи Тхаваро. С другой стороны всяческая звуковая техника: колонки, пульт, усилители.